Космические утопии и реалии: какие проекты фантастов воплотились в жизнь

• 0
  • Нравится

Антигравитация, тепловые лучи и эфирные города — прошлый век не испытывал недостатка в идеях освоения космического пространства. Многое из того, о чем мечтали ученые и фантасты, сбылось, хотя и на иных технических принципах. Полеты в космос — теперь рядовое событие. Тем не менее дальше Луны нога человека пока не ступала. О том, какие космические проекты удалось реализовать и где нам искать братьев по разуму, — в материале РИА Новости ко Дню Космонавтики.

Полеты на Луну

Французский писатель Жюль Верн посвятил космическим путешествиям два романа: "Из пушки на Луну" (1865) и "Вокруг Луны" (1869). В США после Гражданской войны члены пушечного клуба решают отправить к естественному спутнику Земли полый металлический снаряд-вагон с тремя путешественниками внутри. Вторую космическую скорость ему придают с помощью заряда пороха, взорванного в подземной шахте. Запасы кислорода в полете пополняют за счет химических реакций с использованием бертолетовой соли и едкого натра.

В романе "Первые люди на Луне", опубликованном в 1901 году, английский фантаст Герберт Уэллс отправил людей в космос в капсуле из загадочного материала кейворита, не подчиняющегося законам тяготения. Кейворит, синтезированный из металлов с примесью каких-то газообразных веществ, не пропускал никакие виды "лучистой энергии", а также гравитацию.

В действительности первая космическая станция совершила посадку на Луне в 1959 году — это был советский аппарат "Луна-2". Через десять лет там побывали люди. Технология оказалась иной — двигатели на реактивной тяге. Но если антигравитация так и остается фантастикой, то снаряд-вагон Жюля Верна может быть реализован в устройстве под названием рельсотрон.

Еще один способ преодолеть поле тяготения — космический лифт, впервые предложенный русским ученым Константином Циолковским в конце XIX века. В наши дни идею теоретически неплохо обосновали: если закрепить один конец троса выше геостационарной орбиты, например, с помощью астероида, а другой — у поверхности Земли, то можно пустить подъемник и доставлять грузы на орбиту или дальше, за ее пределы.

"Космический лифт — как стационарная тросовая транспортная система — на Земле никогда не будет построен. Тому есть масса технических препятствий, но главное, нет задач, которые решал бы подобный лифт. Чтобы доставка груза на орбиту лифтом стоила столько же, что и при помощи обычных ракет, надо отправлять в космос два миллиона килограммов в год, то есть около шести тонн в сутки. Причем для сохранения устойчивости лифта нужно столько же тонн спускать на Землю. Решение какой задачи или проблемы может потребовать ежесуточно поднимать в космос и возвращать обратно по шесть тонн груза?

То же самое следует сказать о рельсотроне: по сути, это пушка, и не всякий груз из-за высоких ударных перегрузок можно с ее помощью запустить, а те, которые можно, дешевле доставлять обычными ракетами. Но я уверен, что концепция тросовой системы и электромагнитной пушки пригодится вне Земли, если когда-нибудь действительно начнется массовое освоение Луны, Марса и астероидов", — комментирует РИА Новости Антон Первушин, писатель-фантаст, специалист по истории космонавтики.

Есть ли жизнь на Марсе

В конце XIX века Джованни Скиапарелли, итальянский астроном, открыл на Марсе сеть прямолинейных каналов. Возникло предположение, что они созданы разумными существами, чья цивилизация достигла высокого уровня.

Развивая эту идею, Герберт Уэллс написал роман "Война миров" о вторжении на Землю обитателей Красной планеты. Марсиане прибыли в металлических цилиндрах и сразу повели себя агрессивно. Пришедших знакомиться людей они уничтожили с помощью теплового луча — лазером, изобретенным спустя почти полвека.

Теперь большинство марсианских каналов объясняют оптической иллюзией, что подтверждается высокоточной фотосъемкой поверхности планеты с космических аппаратов. Некоторые каналы, видимо, образовались мощными водными потоками типа селевых. Есть и другие гипотезы естественного происхождения прямолинейных структур на поверхности Марса.

Признаков разумной жизни и вообще чего-то живого на Красной планете до сих пор не обнаружено. Тем не менее Марс считают перспективным для поисков внеземной жизни. Об этом говорил еще в середине 1960-х советский биохимик Норайр Сисакян, основатель советской космической медицины. По современным данным, наиболее вероятно выявить признаки живого в северном полушарии планеты, которое в древности покрывал гигантский океан жидкой воды.

Реактивные ракеты и колонизация Марса

Идею реактивных двигателей, доставляющих космический аппарат с людьми на орбиту Земли или за ее пределы, обосновал Константин Циолковский. Действие его книги "Вне Земли", опубликованной в Калуге в 1916 году, происходит в 2017 году. Ученый подробно описывает аппарат, на котором люди отправились на Луну. Это стометровое веретено, состоящее из 20 реактивных ракет. В каждой — кают-компания с кварцевыми окнами, снаружи ракеты обшиты очень тугоплавким материалом.

Циолковский предусмотрел и систему жизнеобеспечения, и скафандры для выхода в открытый космос, а также камеры с жидкостью, где пассажиры спасались от перегрузок во время взлета. Он подробно описал оранжерею на борту, обеспечивавшую космических путешественников кислородом и растительной пищей. С Землей общались посредством телеграмм. Кстати, первое послание из ракеты было прочтено 10 апреля. Циолковский почти угадал дату, которую весь мир отмечает теперь как День космонавтики.

Практически все из книги, за исключением заселения колонистами других планет, уже реализовано.

Концепция космической биосферы опробована в серии советских экспериментов "Биос" в Красноярске. В 1964 году там приступили к созданию замкнутой экологической системы, способной обеспечить людей водой и кислородом длительное время за счет разведения микроводорослей. Вскоре эксперимент дополнили фитотроном, где выращивали овощи и злаки. На установке "Биос-3", построенной в Институте биофизики СО РАН, в 1972-1973 годах был поставлен рекорд по длительности изоляции людей. Три экспериментатора провели в установке полгода.

В 2011-м в Институте медико-биологических проблем РАН организовали аналогичный эксперимент в рамках подготовки к межпланетному полету. На установке "Марс-500" экипаж провел 520 суток.

Планы по освоению Марса озвучил недавно Илон Маск, основатель частной космической компании SpaceX. Он собирается отправить к Красной планете корабль в 2022 году и построить там стеклянный купол для колонизаторов, оранжерею, электростанцию. Его цель — создать на Марсе город-миллионник, который мог бы сам себя обеспечивать.

"Пока это чистая утопия. У SpaceX нет опыта запуска даже простейшего корабля с экипажем, нет опыта стыковок. Проект огромного корабля — лишь красивая картинка, его конструированием всерьез никто не занимается. Не решена проблема мягкой посадки на Марс столь громоздкой конструкции. Никто и никогда еще не взлетал с самого Марса. Реализация всего этого займет не годы, а десятилетия. И тут возникает главный вопрос: кто будет оплачивать "банкет" все это время, без шанса на извлечение какой-либо прибыли? Илон Маск — отличный инженер и предприниматель, он еще не раз удивит мир, но Марс ему в обозримом будущем не по зубам", — говорит Первушин.

Продолжение читайте в материале РИА Новости