HI-TECH

Первые в истории: китайский космический зонд успешно сел на обратной стороне Луны

В исследовании Луны открыта новая глава: китайский космический зонд "Чанъэ-4" с первой попытки благополучно приземлился на обратной стороне Луны.

Как сообщило китайское космическое агентство, в 10:26 утра по пекинскому времени (02:26 GMT) аппарат коснулся лунной поверхности в районе одного из крупнейших кратеров всей Солнечной системы - Бассейна Южный полюс - Эйткен.

"Это важная веха в китайском освоении космоса", - сказал главный конструктор лунной программы Китая У Вэйжень.

Зонд доставил на Луну оборудование, с помощью которого будет проведен ряд экспериментов и исследований.

Первые фотографии с планеты уже отправлены на Землю и опубликованы китайскими государственными СМИ.

Поскольку прямая связь с зондом невозможна, все пересылаемые изображения и данные сначала передаются на спутник-ретранслятор и лишь затем попадают на Землю.

Впервые в истории

Изображения Луны
    Image captionБлижняя сторона Луны

(слева) и обратная сторона (справа) имеют несколько значительных отличий

"Чанъэ-4" - китайская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства. Она состоит из стационарной лунной станции и лунохода.

В него встроены -
    • видеокамера
    • геологический радар для изучения лунного грунта
    • инфракрасный спектрометр для изучения минералов
    • прибор для изучения воздействия солнечного ветра на поверхность Луны
    Это первая в истории посадка на обратной стороне Луны и огромный шаг в изучении и освоении космоса.

На борту лунохода в герметичном контейнере находятся семена картофеля, рапса, растения резуховидка Таля (arabidopsis) и личинки шелкопряда. Ученые проверят, может ли в таких условиях существовать биосистема.
    В последние годы к спутнику Земли совершалось множество полетов. Большинство миссий ограничивалось орбитой, некоторые пролетали мимо.

Последнюю посадку на Луну с экипажем на борту совершил космический корабль "Аполлон-17" в 1972 году.
    Обратную сторону Луны часто называют темной, но в действительности это та часть лунной поверхности, которая не видна с Земли. Луна и Земля вращаются синхронно, поэтому с Земли видна поверхность лишь одного из полушарий спутника.

На обратной стороне Луны больше кратеров и более плотный грунт.

Планы Китая в космосе

Китай стремится стать одной из лидирующих космических держав наряду с США и Россией.

В 2017 году Пекин объявил о подготовке пилотируемой экспедиции на Луну. В следующем году Китай планирует начать строительство собственной космической станции и завершить его к 2022 году.

Корреспондент Би-би-си в Пекине Джон Садуорт отмечает, что до успешной посадки "Чанъэ-4" о подготовке этой миссии почти ничего не было известно.

Китай в 2003 году стал третьей страной после СССР и США, самостоятельно запустившей человека в космос.

Источник: bbc.com